ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Классическая педагогика прошлого утверждала-«смертельный грех учителя- быть скучным».Когда ребёнок занимается из-под палки он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, а когда ученики занимаются с интересом, то и дело идёт по-другому. Каждый хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием занимались, знали хорошо его предмет. Но часто приходится слышать, что «нет желания учиться», «предмет не интересен». В этих случаях встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чём сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие методы обучения можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Следовательно, активизация познавательной деятельности- это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания создаёт прежде всего учитель, а демонстрирует результаты этих условий ученик. (Подласый И.П. –М.,Гуманитар.изд.Центр Владос 2003г.)
Личность учителя, его подготовка и мастерство решают успех дела. Сегодня учитель, реализуя определенную технологию, может и должен подниматься до уровня осмысления ее оснований, в определенных случаях изменять ее, создавать новую, но, поднимаясь на эти высокие уровни самостоятельной деятельности, он должен владеть в полном объеме всем богатством достижений, накопленных в психолого-педагогической теории и практике. Все способы повышения квалификации можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через различные формы методической деятельности и может стать хорошей основой для работы педагога. В этом случае вышеперечисленные формы работы приобретают для учителя личностный смысл, позволяют ему самостоятельно формулировать цели собственного профессионального роста, образуют структуру, создающую условия для зарождения и развития способностей к творчеству. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Поэтому большое влияние на формирование учительского профессионализма должна оказывать самообразовательная и методическая деятельность, предполагающая:
● постоянное ознакомление с современными исследованиями в области преподавания английского языка;
● изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
● ознакомление с новыми программами, технологиями и концепциями обучения и воспитания.
Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя английского языка является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности. Компьютерные технологии и урок иностранного языка - актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Использование ИКТ требует от учителя переосмысления форм и методов работы. Понятно, что новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами. Использование в учебном процессе компьютера, который на данный момент является техническим средством наивысшего порядка, - это не просто изменение технической вооруженности труда учителя - это обновление его роли, изменение всего склада его педагогических воззрений и подходов, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Это готовность осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях. Это формирование педагогической культуры нового типа, культуры, требующей обновления содержания образования, подходов и методов, организационных форм обучения. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим.
Эффективность применения ИКТ зависит от того, насколько грамотно преподаватель владеет методикой работы с ними. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Использование мультимедийных программ при обучении лексике особенно актуально. Мультимедиа позволяет одновременно проводить операции с изображениями, видеофильмами, анимированными графическими образами, текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем, и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации. Использование компьютера представляет определенные удобства и для учителя, поскольку он не имеет возможности принести в школу все нужные ему предметы, а их наглядное изображение требует больших затрат времени. Специфика предмета «Иностранный язык» заключается в формировании коммуникативных компетенций, то есть обучению различным видам речевой деятельности: говорению, чтению, аудированию. Таким образом, учитывая специфику преподаваемого предмета «Английский язык», выделяем основные аспекты работы с ИКТ:
семантизация лексических и грамматических материалов;
осуществление наглядной и опорной поддержки;
проведение промежуточного и итогового контроля;
использование презентации Power Point для создания собственных презентаций на ту или иную тему в творческой деятельности учащихся
Презентация помогает проиллюстрировать любое выступление, как учителя, так и ученика. Поэтому при работе над проектом учащиеся активно используют компьютер и Интернет-ресурсы. Понятно, что каждый ученик имеет свой багаж знаний, умений и навыков, и проекты отличаются по содержательности и качеству, но они выполнены в сотрудничестве с одноклассниками или учителем. При этом мои ученики видят реальный практический результат. Они строят новые отношения. Свои работы они скорее предъявляют своим товарищам, нежели мне. Здесь важно показать свои способности, скрытые таланты, найти свою модель демонстрации, защитить свою позицию, мнение. Проект помогает нам проверить уровень сформированности умения чтения и навыков устной речи, а так же развивает у учащихся умение находить соответствующую информацию, отстаивать свою точку зрения, творчески мыслить.
Если в классе только один компьютер, он используется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики. Контроль тематической лексики можно осуществлять, индивидуально используя раздаточный материал - карточки. Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы, например:
Укажите правильный вариант перевода:
загрязнение- encourage,hazardous,pollution,environment,waste,topsoil
Использование электронных учебников дает возможность уменьшить нагрузку на препода-вателя и заинтересовать большое количество студентов. Мультимедийные программы обеспечивают обратную связь и экономят время, которое нужно затратить на поиск материала. Современный урок английского языка смог дополнится демонстрацией анимационных эффектов, а также их озвучиванием. Благодаря компьютерным программам, студент сам может выбрать цель и задачу обучения. Одни предназначены для закрепления полученной информации, а другие позволяют усвоить что-то новое. Структура современного урока английского языка предполагает использование игровых программ, которые позволяют сформировать обучение со стимулированием инициативы, творческого мышления, а также развития умения совместного действия. Электронное устройство позволяет расширить рамки традиционного обучения английским языком, который обеспечивает обратную связь и интерактивность обучения. Работа с таким учебником - это новые возможности для студента. Он не только осваивает английский язык через визуальную и аудио передачу информации, но и проявляет повышенный интерес к обучению, что позволяет значительно улучшить качество обучения иностранным языкам. Таким образом, компьютер создает условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.
Современному педагогу трудно не потеряться в приёмах и средствах обучения и наиболее важной задачей для него является выделение самых эффективных, творчески-направленных. Яркость, образность, фантазия в стихах для детей пробуждают у них интерес к иностранному языку. Разучивание стихов - активный прием пополнения словарного запаса детей. Ритмический и мелодический рисунок стихов, четкая рифма и повторяемость языковых единиц значительно облегчают и ускоряют усвоение и закрепление лексики. В ходе написания курсовой работы мы подробно изучили проблему использования игровой деятельности на уроках английского языка в младшем школьном возрасте, выявили её положительное влияние на усвоение, отработку и повторение учебного материала. Рассмотрели различные требования к играм, выявили необходимость учета возраста детей, их интересов, а также правильность подхода по вовлечению каждого ребенка в игру. Кроме того, мы рассмотрели различные виды классификаций, и убедились на практике, что существует огромное количество разнообразных игр и игровых методик, которых порой трудно классифицировать по одному какому-либо признаку. С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение век - век высоких технологий. У учителей появилась возможность использовать на уроке различные технические средства, такие как компьютер, видео и аудио аппаратуру, спутниковое телевидение, Интернет и многое другое. А это позволяет сделать уроки иностранного языка более интересными и продуктивными, повысить у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка. Ведь используя новейшие технические средства, учащиеся не просто изучает иностранный язык, но и могут полноценно его использовать, например, общаясь с зарубежными сверстниками, как по электронной почте (что позволяет учащимся тренироваться в письме), так и, используя веб - камеру (что позволяет учащимся тренироваться в говорении). Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
В заключение следует подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению профессионального мастерства преподавателей английского языка. С повышением уровня информационно-коммуникационной компетентности изменяются мотивационные стимулы: учителя стремятся к профессиональному росту и личностной самореализации, включаются в поиск новых путей совершенствования процесса обучения. Но для этого необходимо создать все необходимые условия.