Краткосрочное
планирование - основа построения эффективности урока.
«Жизнь – это нескончаемая река возможных дел,
в которую впадает приток дел, вызванных необходимостью выжить, ручьи дел,
текущих от вашей семьи, вашего начальника, ваших подчиненных, а также ручейки,
рожденные в верховьях ваших мечтаний и надежд. Вам так много надо сделать, и у
вас так мало времени, чтобы их выполнить! Научитесь планировать, чтобы
контролировать жизнь! Планирование переносит будущее в настоящее и позволяет
вам что-нибудь сделать с ним сейчас».
Стивен Кови.
Современный мир не стоит на месте, а каждый
день меняется, заставляя меняться и человека.
Сейчас обществу нужны люди, способные приобретать, развивать умения и
навыки, которые могут использоваться или меняться в соответствии с жизненными
ситуациями. Развивать эту способность необходимо с малых лет, потому что именно
в детстве закладываются основные социальные качества и способности. Несомненно,
главную роль в этом процессе играет школа, но, порой, она сама не имеет
представления о жизни, к которой готовит детей.
В течение многих лет учителя продолжали и продолжают следовать такому
методу обучения, при котором принципиальная роль учителя – в прямом руководстве,
когда учителю назначена роль эффективного организатора и источника информации.
Основная цель его – интересно изложить
содержание учебных материалов, показать определенные алгоритмы деятельности и
оценить образовательные результаты учащихся по принципу «Что он знает?».
Ученики же в свою очередь имеют свою цель – правильно ответить на поставленный
вопрос учителя. Как результат данного подхода к обучению мы имеем формальное
освоение знаний учениками, низкий уровень умения задавать вопросы, рассуждать,
доказывать, решать различного рода
проблемы. Этот стереотип взаимоотношений «учитель-ученик», который
закладывается еще в ВУЗе, преподаватели несут в течение всей своей
педагогической деятельности, и, редко кто отважится изменить что-то в своей
практике. Педагоги прекрасно знают, что преподавать, но, к сожалению, не всегда
знают, как преподавать.
Хотя,
нельзя быть абсолютно категоричным в
подходах преподавания всех педагогов без
исключения. Использование конструктивистских методов, методов проектов и
исследовательской деятельности, применение навыков критического мышления в
преподавании занимают достойное место в практике многих педагогов. Неоспорим
тот факт, что успехи в развитии образования более всего зависят от качества
педагогических кадров, качество школьной системы напрямую зависит от «качества»
работающих в ней учителей. Поэтому точечные изменения, происходящие в этой
области, должны стать процессом всеобъемлющим.
Работа
педагога подразумевает разработку четко
регулированной деятельности по формированию у учеников знаний, умений и
навыков. Планы – это основа целеполагающей функции образования. Управление
процессом обучения осуществляется именно благодаря составлению руководств. План
работы – это схема порядка действий учителей, директора и его заместителя,
которые направлены на повышение эффективности педагогической деятельности,
успеваемости учащихся, прогнозирование работы школы в целом. Кроме того, он
дает возможность выявить главные методы работы на уроках. План работы выражает
периодичность проведения классных и внеклассных мероприятий, индивидуальных
занятий, олимпиад и конкурсов. Таким образом, это и есть цель педагогического
процесса, выраженная в письменном виде.
Существует три основополагающих вида: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное
планирование.
Целью
первого является разработка директив на длительный период. Главная временная
единица – от года до пяти лет. Что обсуждается? Как осуществлять прием в школу.
Организация работы с родителями. Сотрудничество с медицинскими и высшими
образовательными учреждениями. Как развивать личность детей путем внеклассной
работы. В чем ценность долгосрочного планирования? Оно отражает глобальные
задачи школы и её коллектива.
Среднесрочное
планирование направлено на формулирование целей, определяет ожидаемые результаты, выстраивает серию уроков,
объединенных ведущей идеей темы? Как интегрируются идеи 7 модулей в этих уроках? Как и через что учитель понимает, что
цель достигнута? Другими словами это схема работы, последовательность работы.
Среднесрочное планирование составляется на какой-либо раздел темы, который включает от 4 до 10 уроков,
логически связанных между собой.
Краткосрочное
планирование более узконаправленно. Оно
ориентировано не на учебный процесс в общем, а на личность каждого школьника.
Если взять пример плана, то мы увидим в нем прописанные потребности различных
возрастных групп, конкретных детей. Например, предусмотрена работа с
конкретными учениками в индивидуальном порядке. Цель таких занятий – повысить
уровень знаний школьника, учитывая
особенности его восприятия, памяти, внимания. Наименьшая единица в составлении
краткосрочных планов – руководство к действию на каждый урок. Определяются цели
занятия, средства обучения, тип урока и его основные вехи, итоги обучения.
Краткосрочный план урока должен соответствовать программе обучения, по предмету, а также среднесрочному плану.
Краткосрочное
планирование необходимо учителям для планирования уроков, для того, чтобы
учитель мог показать всю свою работу, краткосрочное планирование помогает
достичь более эффективного построения урока. Грамотное планирование урока –
показатель профессионализма учителя. При планировании урока учителю необходимо
учитывать уровень подготовки всего класса, а также уровень каждого ученика.
Меняемся
мы, меняется и урок.