Понятие группового метода обучения, история возникновения
Эффективность учебного процесса зависит от тех форм обучения, которые выбирает учитель. Формы обучения соответствуют конкретным требованиям общества в определенный момент, они должны соответствовать реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны разнообразные формы организации обучения. На данный момент в методике можно выделить 3 формы обучения: индивидуальную, фронтальную и групповую, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, а при разумном их сочетании достигаются высокие показатели эффективности обучения.
В книге «Сотрудничество в обучении» В.И. Дьяченко пишет что, групповой способ обучения возник в 15-16 вв., когда появились противоречия в системе индивидуального способа обучения, который не соответствовал требованиям зарождающегося буржуазного общества. Индивидуальный способ обучения потерял свою эффективность в связи с ростом групп. В.И. Дьяченко пишет, что групповая форма организации обучения произвела переворот во всем учебно-воспитательном процессе, она стала системообразующим компонентом. Однако следует отличать групповую форму обучения от группового способа бучения. Групповая форма организации обучения – это часть группового способа обучения, наряду с индивидуальной и фронтальной работой, которые вместе составляют целостное единство[3,с.102].
Форму обучения в 16в. П.И. Пидкасистый называет индивидуально-групповой, в конце 16–17 вв. возникает коллективная форма обучения, т. е. классно-урочная система, которая в той или иной степени включает в себя индивидуальную и групповую работу. Однако классно-урочная система имеет свои недостатки, в связи с этим в истории педагогики встречаются различные попытки разнообразить ее. Так Ллойд Трамп пытался совместить коллективную форму обучения с групповой[12,с.315]. В начале 20 в ученые США Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон занимаются разработкой технологии обучения в сотрудничестве в малых группах, развитее этой технологии продолжила Е.С Полат.
На данный момент форма организации обучения приобретает все большую значимость в поиске путей повышения эффективности работы учащихся. Современное общество ставит все более высокие требования к выпускникам школы. В связи с этим, в последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы. Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. Для развития требуемых сегодня навыков и умений учащихся многие методисты обращают большее внимание на групповую форму работы. Она гармонично вписывается в классно-урочную систему и дополняет ее, приспосабливая к современным требованиям, исправляя ее некоторые недостатки[3,с. 104].
Педагогический словарь дает следующее определение групповому обучению и групповой форме работы:
Групповое обучение - вид обучения, организованный группой обучающихся, избравших и (или) совместно создавших одну программу обучения[27].
ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога[26].
Е.И. Пассов дает следующее определение: «Группа – это определенное количество учащихся – 3-5человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель и функциональную структуру»[10,c.153].
Л.В. Гикал в своей статье «Групповая работа как эффективная форма организации урока» определяет групповую форму работы как «…такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания»[20].
Во всех вышеуказанных определениях говорится о том, что создаются небольшие группы учащихся, объединенные для выполнения общего задания.
Однако между групповой формой обучения и групповым способом обучения существует различие. Форма обучения образуется видом общения. А организационные формы обучения, в свою очередь, определяют способ обучения.
1.2 Психологическое и педагогическое обоснование применения метода
В современной педагогике развивающее обучение является одним из приоритетных. Групповая деятельность школьников является одним их эффективных путей его реализации, поскольку учебная деятельность коллективна по свой природе и представляет собой систему социально организуемых взаимодействий, отношений, общения. Поэтому она наиболее приближена к условиям реального общения.
Помимо этого, психологи доказали что совместная деятельность в коллективе самих учащихся, учителя и школьников является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обусловливает овладение ими такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение. Психологические исследования ученых Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова, В. В Рубцова и других показали эффективность использования групповой формы организации работы на уроке. Поскольку, таким образом, ученик становится субъектом деятельности, он является активным инициатором, а не просто пассивным исполнителем, он вовлечен в реальную, близкую к жизненной ситуацию и дискуссию[22].
Многоканальное общение, в котором проходит работа в группе представляет собой обучение как «свободное раскрытие» личностных возможностей»[31].
Наиболее полный набор признаков, свойственных коллективной учебной деятельности, был дан С.С. Куклиной. Она называет следующие признаки: «Отношение каждого ученика к своему делу как к общему, умение совместно действовать для достижения общей цели, взаимная поддержка и в тоже время требовательность друг к другу, умение критически и строго относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы, а также проявлять заинтересованность в ее результатах». В своей статье С.С. Куклиина выделяет три звена учебных действий по достижению общей цели: мотивационно-ориентировочное, исполнительное и взаимоконтроль за выполнением действий предыдущего этапа и оценку результатов совместного решения учебной задачи, а также вклад каждого школьника в успех или неудачу общей работы.
Перечисленные во втором и третьем звеньях действия вместе с указанными выше признаками делают учебную деятельность коллективной, именно они должны моделироваться при ее использовании в учебном процессе. По мнению М. В. Винградовой и И. Б. Первина, приведенному в статье С.С. Куклиной, групповая форма учебной деятельности наиболее полно реализует вышеуказанные признаки[6, с. 13].
Известно, что мыслительный процесс начинается там, где возникает проблема, требующая решения. Следует отметить, что основная цель использования групповой работы – развитие мышления, формирование рефлексии, чему способствует групповая работа, поскольку процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие.
Психологи называют развитие личности основной целью образования. Эффективное развитие личности возможно только через активную деятельность, которая является специфической формой активного отношения к миру[7, с.232].
Многие методисты занимались изучением групповой формы работы как способа повышения эффективности работы на уроке, как одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода. Форма организации работы на уроке всегда волновала педагогов, ведь от их выбора зависит эффективность обучения.
Е.И. Пассов также указывает на то, что групповая работа дает очень многое и может быть весьма полезной на уроке иностранного языка:
Она развивает способность к общению, особой его форме: групповое общение – одна их самых адекватных форм работы.
Укрепляет межличностные отношения, учит лучше понимать друг друга, т.е. способствует процессу коллективообразования.
Учит объективно оценивать не только других, но и самого себя.
Обеспечивает обмен знаниями, лучшие условия для развития речевых умений и более быструю помощь, чем при коллективной работе.
Способствует росту мотивации к учению.
Повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе.
Разнообразит урок[10,С.155].
Описывая групповой метод работы, П.И Пидксистый говорит: «При групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступления в контакты с окружающей средой взрослых - в естественные деловые, производственные и социальные отношения, адаптируются к производственному, жизненному ритму. Большую роль выполняют организационные формы обучения и в воспитании учащихся, где главным выступает характер самоуправления личностью»[12,с.318].
Сейчас групповая работа на уроке иностранного языка применяется главным образом на заключительных этапах работы над разговорной темой, однако, в течение всего учебного процесса она используется весьма редко. При использовании групповой формы работы учащиеся получают возможность многократного включения языкового материала в свои высказывания, трансформации и комбинирования его с ранее усвоенным в разнообразных ситуациях общения. Также увеличиваются скорость и интенсивность приобретения иноязычного речевого опыта, уверенность и безошибочность выполнения речевых действий. Будучи заинтересованными в общем успехе, ученики поправляют друг друга, исправляют ошибки, даже без специальных указаний. Учащиеся проявляют речевую самостоятельность.
Групповая форма работы также способствует расширению кругозора учеников, поскольку для полноценной работы в группах необходима интеграция различных видов действия, сфер знания. Эффективность обучения касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного[15,с. 27]. На высокой ступени развития групповых умений наблюдается такое явление, как внутригрупповая идентификация, которая является особым характером мотивации поступков, когда ученик относится к другим членам группы как к самому себе. Нормой таких взаимоотношений становятся гуманность и взаимовыручка[21].
Таким образом, групповая форма работы в полной мере отвечает специфике предмета иностранный язык, предоставляя каждому ученику максимум возможности практики речи, не смотря на ограничения во времени в классно-урочной системе. При использовании фронтальных форм работы ученик не получает столько возможностей для устной практики, сколько предоставляет групповая форма, которая дает минимум 15 минут устной практики на каждого ученика при правильной ее организации.
1.3 Разновидности групповой работы
Групповая форма работы является весьма интересной, поскольку существует множество способов ее организации.
Одной из форм организации групповой работы является обучение в сотрудничестве. Оно было разработано тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета штата Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, университет штата Калифорния, а также группой Шломо Шаран из Телль-Авивского университета, Израиль. Обучение в сотрудничестве нацелено на формирование определенных навыков, умений, усвоение понятий, академических знаний, предусмотренных программой. Этот метод позволяет всем ученикам понять материал и усвоить знания. Группы формируют из «сильных», «слабых» и средних учеников. Каждый ученик заинтересован в выполнении задания, понимании материла. Поэтому «сильные» объясняют «слабым» материал, и «слабые» ученики, в свою очередь, заинтересованы в его усвоении. Учитель может попросить любого ученика представить результат работы и оценить его ответ. Е.С. Полат пишет, что в мировой педагогике обучение в сотрудничестве рассматривается как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Уровень знаний учеников повышается, повышается эффективность работы, на каждого ученика выделяется 10-15 минут устной практики[14,с.24].
Существуют различные варианты обучения в сотрудничестве.
Один из них это Student Team Learning (STL, обучение в команде).
Разработкой этого варианта обучения занимались ученые университета Джона Хопкинса. Он является некой основой и отправной точкой для всех остальных разновидностей обучения в сотрудничестве.
Суть метода STL заключается в постановке групповых целей. Он предполагает самостоятельную работу каждого участника группы, которая должна быть совмещена с постоянным взаимодействием между всеми участниками. Особое внимание уделяется успеху всей группы.
Учащиеся вместе познают, изучают. Каждый член группы должен овладеть необходимыми знаниями, сформировать нужные навыки. STL сводится к трем принципам:
А) «награды»;
Б) индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика;
В) каждый ученик имеет равные возможности в достижении успеха[14,c.29]..
Суть данного принципа заключается в том, что даже слабый ученик может приносить баллы своей группе и влиять на ее успех путем улучшения своих собственных результатов. Учеными из университета Джона Хопкинса было разработано четыре варианта обучения STL
Командно-игровая деятельность - эта форма групповой работы отличается от предыдущей тем, что после групповой работы учитель предлагает не индивидуальное тестирование, а еженедельный соревновательный турнир между командами.
Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению (CIRC) Больше подходит для начальной школы. В группах ученики читают и составляют сочинения[14,c.30].
В 1978г. Элиот Арнсон разработал новый подход в обучении в сотрудничестве, который получил название Jigsaw (ажурная пила). Этот метод часто называют просто «пила», поскольку каждый ученик обладает только частью информации, и учащиеся предают ее друг другу.
В 1986 году Р. Славин разработал модификацию этого метода «Пила-2», в котором он предусматривал работу учащихся в группах по 4-5 человек. В этом случае вся группа работает над одним и тем же материалом. Однако, каждый член группы получает одну тему для тщательного изучения.
В 1987 году в университете штата Миннесота был разработан еще один вариант метода обучения в сотрудничестве под названием «Учимся вместе». Данный метод разработали Дэвид Джонсон и Роджер Джонсон. Его суть состоит в том, что учитель разбивает класс на разнородные по уровню обученности группы в 3-5 человек. Каждой группе дается одно задание, которое является подзаданием большой темы. Суть работы в сотрудничестве состоит в том, чтобы учащийся сам захотел приобрести знания. Поэтому проблема мотивации не менее важна, чем способ организации[14,с. 31].
С.С. Куклина в своей статье выделяет ряд разновидностей групповой работы.
Структура Same-Different. Учитель ставит перед учениками речевую имитативную ситуацию и произносит предложение. Учитель называет группу, и ученики все вместе отвечают соответствует ли предложение ситуации.
Структура Think-Pair-Square-Share. В данной структуре учитель предлагает ситуацию или речевую задачу трансформационного или репродуктивного характера и произносит предложение. Ученики в группе обсуждают ответ, который обдумывают сначала индивидуально, затем - в парах, а после – в группах. Один ученик озвучивает ответ.
Структура Numbered Heads Together. Учитель дает каждому члену группы номер. Затем он называет ситуацию и речевую задачу подстановочного характера и задет вопрос. Члены групп готовят общий ответ. Учитель называет номер группы. Отвечает ученик с соответствующим номером.
Структуры Fact or и Guess the Fib. Учитель предлагает речевую задачу подставочного или репродуктивного характера. При решении задачи каждый из членов групп произносит предложение, если оно не соответствует действительности, его повторяют.
Структуры Three-Step Interview и Outside-Inside Circle. Учитель дет речевую задачу репродуктивного или трансформационного характера. Данная структура предназначена для отработки вопросов и проводится в форме интервью. Ученики первый и третий берут интервью у второго и четвертого, затем меняются ролями. Образуются новые пары.
Структура Outside-Inside Circle. Учитель ставит задачу комбинированного характера, которая предлагает комбинирование раннее отработанного материала с новым. Ученики двух групп образуют два круга (один внутри другого) и поворачиваются лицом друг к другу. Учащиеся задают вопросы, стараясь запомнить ответы, меняются партнерами.
Структура Pairs Check. Данную структуру обычно применяют как средство контроля понимания грамматического материала. Учитель знакомит детей с правилом и просит их использовать его при выполнении упражнений. Первый и третий ученики выполняют первое предложение упражнения, второй и четвертый контролируют правильность выполнения. Затем пары меняются местами. Таким образом, группа выполняет упражнение до конца.
Вышеуказанные разновидности групповой работы могут использоваться в различном сочетании на разных ступенях обучения[6, с.15].
Организовать групповую работу можно с помощью особой организации деятельности учащихся. Тупицина Н.М. в своей статье «Технология организации групповой работы» выделяет следующие виды организации деятельности:
Buzz Groups. В малых группах обсуждается проблема в течение нескольких секунд, затем она обсуждается в классе, группа принимает решение.
Hearing. Группа «экспертов» обсуждает данную им проблему, в это время другие их внимательно слушают, а затем они сами начинают обсуждение в своей группе по этой же проблеме.
Fishbowl. Все участники обсуждения садятся в круг. Несколько учеников садятся в центре круга. Эти ученики заранее подготовили свое мнение о проблеме. Члены внешнего круга, слушают обсуждение учеников внутреннего круга, и вступают в обсуждение.
Network. Ученики делятся на группы по 5 -10 человек в каждой. Каждой группе учитель выдает клубок ниток. Во время обсуждения говорящий держит клубок и высказывает свое мнение, затем передает клубок следующему участнику, не отпуская при этом нить. По длине нити можно судить о том, какая группа работала активнее.
Star . Несколько малых групп ищут общее решение проблемы. Для этого каждая группа выбирает говорящего, который обсуждает проблему в других группах, затем возвращается в свою группу, где участники ищут общее решение[29].
Одним из видов групповой работы является метод проектов. В образовательной системе он используется c 1920х годов. Проектная методика была предложена американскими педагогами и философами Д. Дьюи, У. Килпатриком и Э. Коллинссом. В 20е годы этим методом, параллельно с американскими учеными, заинтересовались такие советские педагоги как В.В. Игнатов, В.Н Шульнин, С.Т. Шацкий[14,с.73].
В педагогическом словаре дается следующее определение: метод проектов это - система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов [11,с.211]. Дж. Дьюи, основатель метода, говорит о том, что это должно быть обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами[13,с.3]. Таким образом, проектная методика совмещает в себе теоретические и практические знания из разных отраслей.
На современном этапе разработала и применила данную методику в нашей стране Е.С. Полат. Суть данной методики, усовершенствованной Е. С. Полат, заключается в том, что учащимся дается конкретная проблема, решение которой они должны найти, и результат этого решения должен быть оформлен материально, например, в виде презентации, журнала. Проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Количество человек в группе может составлять от 3 до 6 человек. Состав учащихся подбирается в зависимости от целей проекта.
Составление проекта в группе является достаточно сложным заданием и требует определенных умений и навыков, которые могут быть развиты во время работы в сотрудничестве. Метод проектов учит применять свои знания, творчески подходить к решению проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, выделять основное, критически мыслить, повышает мотивацию.
Конкретно на уроках иностранного языка данный метод способствует интеграции четырех видов речевой деятельности. При обучении иностранному языку метод проектов способствует формированию коммуникативной компетенции, страноведческой и лингвистической компетенции[28,с.4]. Формирование коммуникативной компетенции реализуется также в заключительной речи по защите собственного проекта. Опыт учителей и исследования в данной области показывают, что применение метода на уроках иностранного языка повышает показатели успеваемости, понимания материала, интерес к предмету и эффективность обучения[17]. При этом реализуются принципы индивидуального подхода к обучению.
Применение определенного метода работы в группах зависит от возраста учащихся. Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников. На начальном этапе целесообразно использовать такие формы групповой работы как ролевая игра и драматизация. Но и к таким формам групповой работы младших школьников нужно основательно подготовить. Ребят нужно научить работать в коллективе, помогать друг другу, а не соперничать.
На старшем этапе могут использоваться дискуссионные формы общения, заключающиеся в обсуждении вопросов принятии решений поставленных проблем. Это могут быть дискуссии, дебаты, проекты[18].
1.4 Принципы формирования групп и их работы
Теоретические работы таких психолингвистов и социолингвистов как G. Kaspar, T.B. Carlson, K.L. Allwright, многих методистов, а также анализ практического опыта обучения позволили систематизировать способы и приемы обучения групповому общению на уроках иностранного языка.
Организацию группового общения необходимо начинать с формирования речевых групп. Как показали многочисленные исследования психологов, оптимальный состав группы – четыре - пять человек. В зависимости от характера задания состав речевой группы может меняться. В зависимости от целей формируется состав, он может быть однородным и разнородным. Состав групп должен быть разнородным, чтобы в каждой группе были свои консультанты, способные взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать посильную помощь застенчивым или отстающим учащимся этой группы[22].
Е.С. Пассов пишет, что для успешной работы речевой группы прежде всего нужно подобрать ее состав по следующим критериям: уровень обученности, учебные интересы, внеучебные интересы, внеучебные занятия (общность контекста деятельности), личный опыт, коммуникабельность, число выборов (количество учащихся желающих общаться с данным учеником), умение выполнять соответствующее задание, работоспособность, эмоциональность[10,с.153].
По этим критериям создаются однородные и разнородные группы, в зависимости от задания и целей работы. Состав группы может быть непостоянным, и меняться даже на одном уроке для выполнения разных заданий.
Е.С. Пассов говорит что, когда учитель ставит цель помочь слабым учащимся, то он образует разнородные группы, в которые могут входит несколько слабых учеников, чтобы они меньше стеснялись своего незнания.
Возможно создание речевых групп на длительное время при условии их удачной работы, создание речевых групп из слабо подготовленных учащихся, чтобы они занимались по своему плану, постепенно выходили на класс с результатами своей работы и таким образом утверждали себя в классе и в собственных глазах.
Деятельность группы будет успешна только при оптимальном распределении функций, а это зависит от лидера и консультанта. Лидерство бывает инструментальным (лидер назначен) и экспрессивным. Группа максимально эффективна, когда обе лидерские роли реализуются одним человеком. При назначении лидера необходимо учитывать две функциональные структуры группы.
Речевая группа (как ее называл Е. С. Пассов) – это обязательное промежуточное звено между парным и коллективным общением. По сравнению с парным общением здесь требуется больше внимания, и учет стратегии не одного, а нескольких собеседников и учет отношений между ними[10,с.154].
Если учитель планирует организовать одну проблему для обсуждения для всех групп, цель задания можно сообщить после организации групп. Если планируется обсуждать разные проблемы, задания необходимо объявлять до организации групп. Тогда те учащиеся, которых интересует одна тема, будут иметь возможность объединиться.
Групповая деятельность учащихся на уроке состоит из следующих этапов:1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
В статье Н.М. Тупициной указаны основные 6 способов формирования групп на уроке: по выбору педагога (он сам распределяет учащихся в мини-группы), по желанию учащихся, по набору лидеров (лидеры выбирают состав своих групп), по определенному признаку, по стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер), случайным образом (жеребьевка).
Помимо распределения учеников по группам необходимо чтобы учитель чётко сформулировал задания для каждой группы, план и этапы работы. Атмосфера в группе должна быть положительной, не должно быть антипатии между участниками группы, групповая работа не должна занимать весь урок [29].
Групповая форма работы на уроке является эффективной, однако, ее необходимо разумно сочетать с индивидуальной и фронтальной формами работы для достижения желаемых результатов. Сочетание этих форм определяется учителем в зависимости от решаемых им задач.
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТА НА НАЧАЛЬНОМ ( начальное звено ) ЭТАПЕ.
Стихотворение:
Don’t put your elbows on the ________
Don’t stretch your out ______the table
Don’t play with ______ and ______, they aren’t toys;
Try to make little _____
Don’t shovel food into your _______;
Don’t sip ______ from a bowl.
Don’t use a ______ for what
Can be eaten with a ________.
Cut meat into small _______,
Which can be _______ very easy?
Don’t blow on the ______.
Don’t talk with your ______full.
Don’t forget to thank the hostess and say "______”
To the people sitting ______.
Правильный вариант стихотворения:
Don’t put your elbows on the table
Don’t stretch your out under the table
Don’t play with knives and forks, they aren’t toys;
Try to make little noise
Don’t shovel food into your mouth;
Don’t sip soup from a bowl.
Don’t use a spoon for what
Can be eaten with a fork .
Cut meat into small pieces,
Which can be chewed very easy?
Don’t blow on the food.
Don’t talk with your mouth full.
Don’t forget to thank the hostess and say "good-bye”
To the people sitting nearby [2 c.19].
Работа в секторах. Можно провести в форме внеклассного мероприятия, можно использовать на уроках. Аудитория разделена на 4 сектора. Каждый имеет своё название: первый сектор называется School Subjects; второй- People, третий- School Theatre, четвёртый- Summer Holidays. Каждый из секторов соответствует определённой тематике заданий.
Задания для каждого сектора:
School Subjects. Этот сектор содержит задания, касающиеся школьных предметов и расписания.
It’s a subject where you study the rules of the language you speak in your country, write dictations and do exercises.
It’s a subject where you read a lot, learn poems by heart and discuss the characters of the books.
At this subject you learn how to count, to multiply numbers and so on.
It’s a subject where you learn the language and the culture of another country.
It’s a very interesting subject. In Great Britain pupils sing songs, dance and act out plays. But in Russia we don’t have such a lesson. What similar lesson do we have in Russia?
At this lesson you do gymnastics and play different sport games.
This is the name for Russian lessons of Chemistry and Biology.
You may learn a lot of interesting things about the world, other countries and continents.
Answers: Russian Language, Literature, Maths, Foreign Language, Drama, Music lesson, Drawing, Physical Training, Science, Geography.
People. Этот сектор содержит задания, касающиеся людей.
It’s a person who teaches you at school.
It’s a person who studies at school.
It’s the head of the school.
This is the teacher who is the main teacher of your class.
This is a person who studies history very carefully.
These are famous persons in different sciences.
This is the greatest Russian poet and writer who wrote "Ruslan and Lyudmila”.
This is the greatest Russian chemist.
Answers: teacher, pupil, headmaster, class teacher, historian, scientist, Pushkin, Mendeleyev.
School Theatre. Этот сектор содержит творческие задания
Imagine that you are a teacher. Show some activities which your teacher does.
You are a naughty boy. Show how you would behave at school.
You are an obedient pupil. Show how you would behave at school.
Show some activities pupils do during the break.
Show how you usually behave when you can answer the question.
Imagine that you are not ready for the lesson.
You are at the Physical Training. What are you doing?
You are late for the lesson.
Summer Holidays. Этот сектор содержит вопросы, касающиеся летних каникул.
Name at least three activities you did during your summer holidays.
How is called a house in a village?
Children live there without parents with other children.
When it’s hot in summer you go to the river and do this.
In summer many children visit their _____who live in the country.
Name all summer months.
What is the last day of your summer holidays?
In summer you may go to the forest and look for_________.
Answers: dacha, summer camp, swimming, grandparents, June, July, August, the 31st of August, berries and mushrooms [3 c.34].
Образцы заданий для разноуровневых групп.
Аудирование.
TAI'ESCIUPT
Imcrvicwer. Margareta, what are the problems with alternative ways to make electricity?
Margareta: Well. the biggest problem is that thev don't produce enough electricity. If you want a lot of electricity from solar power, for example, you need an enormous number of solar cell. Thev take up a lot of space and they are very ugly.
Interviewer. I see, yes. What about wind power?
Margareta: Well, it's the same problem with wind generators. You need a lot of wind generators to nuke enough electricity for a small town. And they are very, very noisy' Nobody wants to live near wind generators. And of couse, we don't have wind all the time.
Interviewer. No. Arc there other ways to make electricity?
Margareta: Oh yes! We are experimenting, for example, with wave generators.
Interviewer: What,are thev?
Margareta: Well, wave generators use the power of the sea. As the sea moves backwards and forwards. it turns a generator, Interviewer. That's very clever!
Margareta: Yes. The problem is that the best place for a wave generator is at the mouth of a river. This makes it very difficult for ships. They can also cause floods.
Interviewer. That's interesting. Does this mean it is impossible to use alternative ways to make electricity?
Margareta: Oh no! There are problems, but they are much cleaner than normal ways- Coal, for example, is very dirty
Задание в учебнике.
Прослушайте интервью и составьте список проблем, о которых она говорит.
Поддержка для слабых.
Мозговой штурм. Как вы думаете, о каких проблемах альтернативных источников энергии пойдет речь в передаче? Представьте себе, что вы живете рядом с ветровым генератором.
Работа в малых группах. Прослушайте только часть радиопередачи (например, о солнечных батареях) и обменяйтесь услышанной информацией с другой группой.
Выписать на доске вопросы и замечания репортера.
Выписать на доске ключевые слова и фразы.
Раздать слабым ученикам полный текст радиопередачи.
Усложнение задания для сильных.
Продолжить передачу и обсудить другие источники альтернативной энергии.
Написать небольшое сообщение о радиопередаче в виде газетной или журнальной статьи.
Чтение.
Задание в учебнике.
Несколько лет назад люди нашли что-то в горах, об этом говорится в газетной статье. Эти слова из статьи. Как вы думаете, о чем она?
Tourist, a body, snow, police, archeologists, 4000 years ago.
Прочитайте статью и проверьте свои предположения.
WALKERS FIND MYSTERY BODY IN THE ALPS.
LAST THURSDAY, two people discovered a body in the snow on the border of Italy and Austria. Helmut and Erika Simon found an axe, a bow and twelve arrows near the body. The body had, boots on, filled with grass. Mr and Mrs Simon called the police immediately. Archaeologists also went to see the body. They think the body is probably over4,000 years old. Dust from a sandstorm melted the snow over the body. Archaeologists from Rome and Vienna say that the body can tell us a lot about life thousands of years ago. The body is one of the most important discoveries for a long time. In 1950, archaeologists found some bodies in Denmark. They were also over 4,000 years old.
Поддержка для слабых.
Прочитайте текст и выпишите числительные или слова, которые начинаются с заглавных букв, объясните, в связи с чем употребляются эти слова.
Прочитайте текст вместе со своим соседом по парте и объясните, в связи с чем употребляются слова из списка.
Выпишите незнакомые слова, значение которых вы смогли угадать, и слова, которые вам не понятны.
Усложнение для сильных.
В первом предложении обведите подлежащее two people, просмотрите текст и найдите, о ком идет речь, соедините линией эти слова, и так далее по тексту.
Образцы заданий по чтению для разноуровневых групп.
Поддержка для слабых.
Выписать трудные слова из текста на доске и перевести их.
Выписать из текста на доске числительные или слова, написанные с заглавной буквы, и попросить учеников угадать, о чем рассказ.
Выписать ключевые слова и фразы и попросить учеников предсказать, о чем будет текст.
Выписать ключевые предложения из текста и перевести их.
Рассмотреть картинки и иллюстрации к тексту и попросить учеников угадать, о чем будет текст.
Рассмотреть картинки и иллюстрации и составить список слов для их описания, просмотреть текст, найти в нем слова из вашего списка.
Прочитать заголовок и подзаголовок и попросить учеников угадать содержание текста, прочитать текст и проверить свою догадку, найти подтверждения в тексте.
Разделить текст на смысловые части, а класс на группы , каждая группа читает свою часть текста.
Разделить текст на смысловые части, попросить учеников выписать на доске их заголовки, ключевые слова или фразы к каждой части.
Усложнение для сильных.
Составить вопросы по содержанию текста.
Составить предложения типа true \ false по содержанию текста.
Дописать по одному предложению к каждому абзацу.
Рассмотреть иллюстрации, прочитать заголовок и составить список идей, которые могут содержаться в тексте.
Закрыть листком бумаги последние слова в предложениях (абзацах) и попросить учеников дописать те слова, которые, по их мнению, подходят по смыслу.
Прочитать текст в очень быстром темпе, записать (рассказать) как можно больше информации из текста и обменяться записями.
Прочитать текст два раза, закрыть книги и составить предложения со словами, которые записаны на доске.
Дописать продолжение текста.
Работая в паре, составить интервью для радио или телевизионной передачи, драматизировать его.
И, наконец, задания на выбор, когда ученикам предлагается сделать одно задание из нескольких. Например, после текста WALKERS FIND MYSTERY BODY IN THE ALPS даются три задания на выбор.
Составить список незнакомых слов , найти их в словаре.
Записать ответы на вопросы по тексту.
Использованная литература.
Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во “Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”, ‘Cambridge University Press’, 2001.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Сост. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2000.
Психолого-методические особенности развивающих методов обучения иностранному языку. - Иваново, 1999
Gazda G. M. Group procedures with children: A developmental approach // Councelling children in groups / Ed. By M. M. Ohlaen. N. Y. 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приведем полезные рекомендации по организации работы в группах:
В группе должно быть не более 5 человек (учитель должен следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный учащийся, который сможет выполнить роль консультанта).
Кратко, ясно и четко объясните задание.
Учащимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, если это группы сменного состава - не торопите их.
Работу в группах не следует затягивать. Определите время для подготовки задания и четко его соблюдайте. (Лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для подготовки и спустя несколько минут предупредить учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты.).
Не вмешивайтесь в работу после ее начала, не прерывайте учащихся в процессе общения и обращайте внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечайте для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно.
Во время подготовки групповых заданий пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники групп, но не останавливайтесь надолго, так как Ваше присутствие мешает работе.
Объяснение заданий, процесс подготовки, контроль, подведение итогов группового общения должны проводиться на иностранном языке.
Для тех учащихся, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания, чтобы они не отвлекали учащихся других групп.
Выслушайте мнение представителей из каждой группы.
Оцените работу учащихся или прокомментируйте. При этом делайте акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов, интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки.
Работа в группах завершается работой над ошибками. Для поддержания положительного психологического климата на уроке учителю следует исправлять ошибки безадресно. Учащиеся должны быть настроены на то, что ошибка - это естественная составная часть процесса обучения. Желательно добиваться того, чтобы ошибки исправлялись самими учащимися.
Планировать групповую работу можно уже в начальной школе, Чтобы научить младших школьников работать в группах, можно представить им памятку, раскрывающую “секреты” плодотворной совместной работы, например:
ПОМНИТЕ: работа в группах - это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке;
БУДЬТЕ:
взаимно вежливыми,
доброжелательными,
организованными,
дисциплинированными,
тактичными и терпимыми к “промахам” одноклассников;
HE:
ссорьтесь,
перебивайте друг друга,
радуйтесь ошибкам товарищей,
смотрите раньше времени в “ключи”,
переговаривайтесь друг с другом громко (ведь Вы в классе не одни);
Организация группового общения должна проходить в атмосфере сотрудничества, дружелюбия и доверия. Авторитарный стиль учителя вызовет негативную реакцию учащихся.
Более того, групповая работа может быть эффективна для одних типов учебных заданий и крайне неэффективна для других, поэтому от учителя каждый раз требуется осмысление вопроса - зачем я сейчас объединил(а) учащихся в мини-группы, к какому результату они должны подойти, решая совместно ту или иную речемыслительную задачу (1).
Очень важным является вопрос о формировании групп, который предполагает осуществление дифференцированного подхода к учащимся с учетом их индивидуально-типологических особенностей (например, тип темперамента, темп овладения учебным материалом, глубина приобретенных знаний, способность самостоятельно применять умения или делиться своими знаниями и т. д.)
Перечислим основные 6 способов формирования групп на уроке (и во внеклассной деятельности), разработанные в проблемно-поисковых образовательных технологиях (2), которые в значительной степени определяют результативность группового взаимодействия обучаемых:
1. По выбору педагога (он сам распределяет учащихся в мини-группы)
При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии и антипатии учащихся, поэтому оказавшись в некомфортной психологической обстановке некоторые учащиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи.
2. По желанию учащихся
В этом случае процедура объединения в группы, как правило, проходит весьма эмоционально. Причем одни ученики выбирают тех партнеров, кому симпатизируют; вторые - тех, за чью спину можно будет спрятаться при выполнении задания, получив в итоге хорошую оценку; третьи - тех, с кем можно будет почувствовать себя лидером. Но иногда деление на группы (команды) затягивается (некоторых учащихся не хотят брать к себе ни одна группа) или состав групп оказывается неравным по силам (например, формируется группа девочек и мальчиков, или в одной группе объединяются все учащиеся с низким уровнем коммуникативной компетенции, в другой, наоборот, с высоким), поэтому выполнение некоторых заданий сразу обречено на провал, заранее можно предположить, что одна из групп не справится с поставленной коммуникативной задачей.
3. По набору лидеров
Лидеры в данном случае назначаются учителем - организатором групповой работы, а они по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что лидеры выбирают в первую очередь тех, кто действительно способен продуктивно работать и достигать результата (иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план). Но при таком способе формирования группы психологически трудно тем учащимся, кого выбирают последними, или вообще не хотят выбирать. Можно посоветовать организовать “аукцион” последних 3 - 4 человек в классе - лидеры должны не просто назвать имя желаемого игрока, но и обосновать его ценность для команды. Таким образом, вокруг “непопулярных” членов группы тоже возникнет интерес.
4. По определенному признаку
Так, можно, например, разделить учащихся:
по первой букве имени (оно начинается на гласную - согласную);
в соответствии с тем, в какое время года родился ученик (на четыре группы);
по тому, какого они знака зодиака (знаки воды, огня, воздуха или земли);
по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые), и т.д.
Причем учитель может сам поделить участников на группы по определенному признаку, не сообщая им его. Задача учащихся - понять, какой признак объединил их между собой и одновременно отделил от других учеников класса (совместное решение задачи).
Этот способ деления интересен тем, что может объединить людей, которые редко взаимодействуют друг с другом. Но, изначально задавая некоторый общий признак, он создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе.
Однако сложно заранее просчитать количественный состав групп (наверняка, не каждый признак представлен в классе одинаково), открытым остаётся вопрос и о силе групп.
5. По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер)
Используется на продвинутом этапе обучения. Понятно, что учитель должен хорошо знать индивидуальные особенности учащихся, чтобы равномерно распределить их по группам и обеспечить достаточно высокий творческий потенциал в каждой подгруппе. Но данный способ формирования групп не всегда соответствует симпатиям - антипатиям учащихся.
6. Случайным образом
На младшей ступени обучения впечатляет такой способ формирования “случайной” группы, как: жребий (учащихся просят рассчитаться на первый - второй или распределяют четные номера - в одну группу, нечетные - в другую); предлагают обучаемым вытянуть фигуры разные по форме (квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник) или по цвету (желтый, красный, голубой, белый и др). На средней ступени практикуют объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных “фантов” (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент учитель) и т.п.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней волей случая могут объединиться учащиеся, которые вне учебных условий никак не взаимодействуют между собой. Таким образом, работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным партнерам.
Большинство методистов и учителей-практиков рекомендуют чередовать работу в группах постоянного и сменного состава (чтобы учащиеся не привыкали к одним и тем же партнерам и не боялись вступать в контакт с незнакомыми собеседниками). Число групп (их может быть от 2 до 5) зависит от количества учащихся конкретного класса и предлагаемого им задания.
Собственный опыт работы в школе и ВУЗе подтверждает, что методически оправданно:
включать в одну группу учащихся с разным уровнем языковой подготовки,чтобы в каждой группе были свои консультанты, способные взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать посильную помощь застенчивым или отстающим учащимся этой группы;
делать состав групп подвижным, чтобы учитель мог легко поменять местами некоторых учеников;
назначать разных учащихся лидерами групп, чтобы не было завышенной / заниженной самооценки у отдельных учеников;